Спасибо брат!

59 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Афонин
    мы помним5 ноября 1999 года.
  • Михаил Афонин
    всё так братГРИГОРЬЕВ Владими...
  • Михаил Афонин
    спасибо брат30 ноября 1999 года.

Все ли вернулись из Афгана?

 

Все фото и материалы на сайте размещены с разрешения сотрудников музея
памяти воинов - интернационалистов "Шурави"
и лично директора музея, Салмина Николая Анатольевича.




Все ли вернулись из Афгана?



Введение



15 февраля 1989 г., закончилась для нас «афганская» война. Закончилась ли? Нет! Хотя бы потому, что до сих пор в редакции газет, «афганские» организации приходят такие письма: «Наш сын Владимир, 1960 года рождения, попал в Афганистан в январе 1980 года. Службу проходил в войсковой части номер 82869 «Я».
15 января 1981 года он вел машину в составе колонны в Кундуз. В районе Баглана колонна попала в засаду. С нашим сыном в кабине ехал летчик, фамилию не знаем.
Машину душманы подбили...
Гроб, как мы предполагали, с телом нашего сына привезли к нам 26 января 1985 года. Но в нем не оказалось праха, была только одежда.
Гроб предали земле, но чувствуем, что сын еще живой.
Что мы только не предпринимали, чтобы выяснить, так ли это. Обращались к различным экстрассенсам. Они говорят, что наш сын живой, находится в плену.
Как это узнать, найти истину?»
А сколько же подобных писем? В скольких глазах до сих пор стоят слезы, а сердце живет ожиданием встречи с близкими?
Война эта не закончилась и потому, что, оказывается, лежат наши солдаты в земле чужой.


Существует восточное поверие: пока останки павшего солдата не преданы земле предков, душа его скитается по земле, взывая к живым об успокоении. Взывая к нам!
После возвращения из плена Сергея Фатеева его мама заметила: «Все матери должны дождаться своих сыновей!»
Так должно быть! И видимо, главное здесь – в роли государства, чтобы именно государством не был забыт ни одни из её несчастных сыновей!
Целью данного обзора прессы является попытка проанализировать работу до розыску и освобождению военнопленных (ВП) и пропавших без вести (ПБВ), установить наиболее точное их количество и уяснить: кто же они? Кто занимается их освобождением? Каковы подходы?


I. Так кто же они: герои, предатели?



Проходит время, меняются и оценки «афганской» войны, меняются подходы к проблемам военнослужащих и пропавших без вести. Так, накануне вывода войск и первые 2 – 3 года после вывода в оценках ВП и ПВБ преобладали два термина: предатели и герои. Под первым подразумевались те, кто сам, добровольно перешел на сторону моджахедов. А под вторым имелись в виду те, кто попал в плен в бессознательном состоянии или в ходе боевых действий. Здесь все «понятно»: черное и белое. И в этих тонах выдержаны и публикации этих лет. Например, нередки были в первые годы газетные публикации типа: «Предатели в тогах героев». В этих статьях2 подчеркивается, что «о войне в Афганистане, мужестве и стойкости наших военнослужащих, их массовом героизме написано много. Есть публикации и другие – откровенно злопыхательские. Но нигде пока не удалось прочесть о ...предательстве...»
Далее он продолжает: «Некоторые военнослужащие 40-й армии, убежав к душманам, активно участвовали в боевых действиях против своих же боевых сослуживцев. У этих людей-преступников появилась новая Родина, семья, дети. И, естественно, у них нет никакого желания возвращаться на Родину, даже невзирая на всепрощающую амнистию (имеется в виду Указ Президиума Верховного Совета СССР – декабрь 1989 г. – "Об амнистии военнослужащих, выполнявших интернациональный долг в Афганистане” – Н.С., А.В.), преступники, боящиеся гнева людского...»
Пражские «Лидове Новины» опубликовали интервью из Пакистана с советским ВП под заголовком «Воюю против коммунистов». Абдул Касим – узбек. Родился в 1966 году, служил в Кабуле водителем. В плен сдался добровольно. «Я не пленный, я – моджахед, мусульманин, – заявил Касим. – Борюсь против русских, против коммунистов. Останусь со своими братьями до полного освобождения Афганистана. Затем уеду домой…»
Еще пример. В конце декабря 1991 года в Москве побывал Михаил Шемякин. Он рассказал о своей недавней поездке в Афганистан и Пакистан. Он заявил: «Многие из наших военнослужащих давно служат в повстанческих армиях. При мне один из них, ныне командир роты, праздновал свадьбу. Родителям этот парень сообщил, что убит, дабы у них не было проблем. Личный телохранитель Ахмад-Шаха Масуда – Исламуддин – тоже советский паренек, принявший ислам. Оба они не собираются возвращаться…»
Это – одна точка зрения. Есть и другие. Например, малоизвестное восстание советских военнопленных (12 человек), захвативших крепость Бадабер (35 км южнее г.Пешавар в Пакистане) 26 апреля 1985 г. Несмотря на тщательно скрываемое пакистанской стороной и мажахедами, это восстание стало широко известно. А как к этому событию отнеслись последние, видно из приказа лидера ИПА («Исламская партия Афганистана») Г.Хекматьяра: «В плен русских впредь не брать, а уничтожать на месте захвата».
Из этих примеров видно, что в нашей прессе, естественно, предпочтение отдавалось последним.
Здесь использовалось для доказательства и творчество поэтов Востока:

Если сердцу отчизна
В беде не мила,
Если сердце любовь к ней
Не грела, не жгла, – киньте
В землю его,
Пусть займутся им черви,
А не то оно станет орудием Зла

 

(Сулейман Лаек, афганский поэт).



При анализе материалов средств массовой информации обращают на себя внимание и такие оценки: «... следует уяснить и еще один горький для всех нас вывод. Большинство из уцелевших и все еще живущих в Афганистане советских солдат – это не захваченные в ходе боевых действий, а добровольно перешедшие на сторону противника. Причем переходили они к моджахедам, как правило, не потому, что осознали преступный характер войны, а потому, что не в силах были терпеть порядки, царившие в родном «ограниченном контингенте». Сослуживцы-интернационалисты били и унижали их так, что в какой-то момент каждый думал: хуже, чем в Советской Армии, нигде быть не может, И уходили в горы...»(5) Итак, три основных причины пленения:
1) предательство;
2) пленение в ходе боя или в бессознательном состоянии;
3) отрицательные условия службы в 40-й Армии (а первую очередь – неуставные взаимоотношения).
Естественно, все эти три причины имели место. Вывод: не все, попавшие к моджахедам, проявили образцы стойкости, верности военной присяге. Были у нас и сломленные духом, и те, кто судьбу военнопленного выбрал по своей воле. Но ничтожно мало их, предателей, в сравнении с теми, кто, попав в плен по различным причинам, ничем себя не запятнал, кто честно на чужбине сложил голову.
Среди них и наш земляк – Володя Каширов, стойко и мужественно сражавшийся в плену и погибший при попытке к бегству (см. п.4).
А как сегодня их делить? Как к ним относиться? И даже: сколько же ВП и ПБВ?
Удивительно, что при наличии целого списка организаций, занимающихся освобождением пленных (см. п.2), даже нет единой цифры. Она колеблется от 254 до 400 (см. прил. 5).
Если в первые годы преобладало стремление – освободить, вытащить всех, то в последние (1992 – 1994 гг.) начинает преобладать мнение: используя любые каналы, любые возможности, выявить всех застрявших в Афганистане соотечественников, узнать об их судьбе, их настроениях, планах, а затем помочь веем тем, кто действительно нуждается в помощи.
Государство, бросившее их в пекло войны, должно нести ответственность за каждого...»(6) Отношение к пленным – признак цивилизованности. 21 января 1995 года газета «Красная звезда» опубликовала Указ Президента РФ «О восстановлении законных прав российских граждан – бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период ВОВ и в послевоенный период». Указ Президента России однозначно выводит за рамки реабилитации всех, кто добровольно сдался в плен и пошел служить врагу. Принятие этого документа окончательно закрепит положение России в числе цивилизованных стран, где вынужденный плен всегда рассматривался как тяжкое испытание для пленного, а вовсе не как основание для юридического или морального преследования.


2 См., например, статьи полковника В.Свиридова: Патриот. 1992. № 5; Уральский рабочий. 1992. 20 авг.
3 К совести. 1992. № 1.
4 Там же.
5 Снегирев В. В плену // Известия. 1992. 31 янв.
6 Известия. 1992. 31 янв.


II. Кто же занимается поиском и освобождением ВП и ПБВ?



Список организаций, частных лиц, фондов и т.д., занимавшихся и занимающихся поиском и освобождением ВП и ПБВ в течение 1988 –
1994 годов включает:
• Международный Красный Крест;
• Международный институт по проблемам военнопленных;
• американский фонд «Фридом Хаус»;
• Международный комитет за спасение советских военнопленных в Афганистане (художник-эмигрант Михаил Шемякин);
• Союз ветеранов Афганистана СССР, а затем России;
• подкомитет Верховного Совета России по проблемам военнопленных, пропавших без вести и семей погибших;
• с марта 1992 года – Комиссию по выяснению судьбы пропавших без вести на территории России граждан иностранных государств, а также российских граждан, исчезнувших при невыясненных обстоятельствах за пределами бывшего СССР;
• Народный комитет за спасение советских военнопленных в Афганистане «Надежда» (председатель – И.Андронов, член Верховного Совета PCФCP);
• Российско-пакистанскую комиссию по проблемам освобождения и возвращения на Родину бывших советских военнослужащих;
• Межведомственную комиссию по проблемам военнопленных при МИД СССР – до развала СССР;
• представителей СВА, Комитета по делам воинов-интернационалистов и т.д. при консульствах и посольствах в Республике Афганистан, в Пакистане;
• Специальную комиссию Совмина Республики Афганистан (с июня 1988 г.) по освобождению пленных советских и афганских военнослужащих;
• журналистов, депутатов всех уровней;
• и прочих.
Анализируя по материалам СМИ деятельность вышеперечисленных фондов, организаций и т.п., приходишь к выводу, что успешной их работе по освобождению и выяснению судеб ВП и ПБВ мешают некоторые факторы:
1. При подписании Женевских договоренностей по Афганистану вместе с решением глобальных вопросов никак не были оговорены, определены гарантии освобождения военнопленных.
В связи с этим фактором в СМИ появились и оценки вроде следующей:
«...лживость истоков советской кампании по освобождению пленных...»(7)
2. Проблема заключается в том, что работа по розыску военнопленных имеет эпизодический, случайный характер, не направляется из единого властного организационного центра.
Как пример: после развала СССР прекратила свою деятельность и Межведомственная комиссия при МИД СССР. Новой никто не создал.
26 апреля 1993 года в Минске на встрече глав правительств СНГ подписано Соглашение о координации поиска и возвращения лиц, пропавших без вести в Афганистане и в других странах, где велись боевые действия. Хороший документ, но... нужен механизм его реализации, а его-то и нет.
3. В период «перестройки», развала СССР, становления новых независимых государств, на политической сцене появились и новые лица, которые афганскую проблему взяли на вооружение и стали лепить свой имидж на афганской проблеме и вопросе освобождения пленных. По мнению Михаила Шемякина, переговоры по освобождению пленных в значительной степени тормозятся из-за попыток некоторых нечистоплотных людей использовать проблему в политических целях(8).
Видимо, взяв во внимание все эти факторы, в государствах СНГ стали создаваться и свои структуры по розыску военнослужащих, пропавших без вести в Афганистане. Например, такую комиссию создал Президент Казахстана. Если в этом Указе9 хотя бы подчеркивается, что будет оказываться помощь выходцам не только из Казахстана, но и из других регионов бывшего СССР, то совсем не укладывается в здравый смысл следующее сообщение:
«Недавно в Пакистанском городе Пешавар состоялась встреча представителей Украины и Исламской партии Афганистана по вопросу освобождения бывших советских военнослужащих украинской национальности…»(10) (примечание: подчеркнуто автором обзора).
Кореспонденту РИА духовный лидер мусульман Шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Паша-Заде, вернувшийся из Исламабада, заявил: азербайджанцы, попавшие в ходе войны в Афганистане в плен к оппозиции, будут возвращены на Родину без каких-либо условий(11).
В конце марта 1992 года министр иностранных дел России А.Козырев обратился к главам внешнеполитических ведомств стран СНГ с призывом объединить усилия для освобождения из плена граждан СНГ, так как, согласно информации МИД, в последнее время участились случаи, когда выезжавшие в Пакистан представители стран СНГ на переговорах с моджахедами ратовали только за своих пленных(12).
Естественно, никто не оспаривает право любого государства заботиться об оказавшихся в беде своих гражданах. Но ведь совершенно очевидно, что привнесение национального избирательного подхода к её решению может лишь сыграть на руку тем деструктивным силам в Афганистане, которые откровенно заинтересованы блокировать освобождение пленных. И тому уже есть примеры.
Премьер-министр Афганистана Гульбеддин Хекматьяр заявил на пресс-конференции в Пакистане, что Кабул отказался от планов освобождения советских солдат, плененных в ходе войны. Он подчеркнул, что изменение планов его правительства связано с последними событиями на афганско-таджикской границе(13).
В дальнейшем были и предупреждения такого рода: нежелательно и недопустимо размещение на таджикско-афганской границе российских военнослужащих.
В начале 1993 года правителями ИПА (Г.Хекматьяр) был выдвинут зловещий ультиматум: если Россия не прекратит печатать афганские деньги, то они казнят находящихся в их руках военнослужащих из бывшего СССР(14).
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: данная проблема досталась в наследство государствам Содружества и одинаково волнует общественность каждой из наших стран. Необходимо тесное взаимодействие всех стран Содружества, всех, кто не ради создания собственного имиджа, а от души, искренне стремится как можно скорее вернуть попавших в беду людей матерям и близким.
Если этого не будет сделано, то мы и дальше будем иметь то, что имели: всего лишь по 3 –
4 освобожденных в год(15) (см. прил. 2) и дальше мы в заголовки газет будем выносить слова: «Все ли вернутся из Афгана?»
«Павших без вести, как и пропавших без вести, быть не должно. Это ясно, если мы хотим называться цивилизованным государством. Что же надо сделать?»(16)


7 Боровик А. Телепередача «Совершенно секретно» от 16 января 1993 г.
8 На смену. 1991. 27 дек.
9 Красная звезда. 1993. 11 марта.
10 Российские вести. 1993. 30 дек.
11 К совести. 1992. № 1.
12 К совести. 1992. № 2.
13 Красная звезда. 1993. 19 авг.
14 К совести. 1993. № 1(16).
15 См.: Красная звезда. 1993. 5 мая.
16 Красная звезда. 1992 сентябрь


III. Похоронены за речкой?



Если в СМИ сравнительно часто за эти годы говорили о поиске, возвращении домой наших ребят, попавших в плен к моджахедам, то о павших без вести на афганской земле мы до сих пор предпочитали, да и до сих пор предпочитаем молчать. И в то же время цифры таковы: «...из более чем 300 человек, числившихся в списках пропавших без вести, более 200 – по сути, павшие без вести в боях, умершие от ран в Афганистане. Такаяучасть постигла в основном тех воинов, кто участвовал и погиб в войсковых операциях в 1981 – 1984 гг. в Панджшере. Наших военных летчиков и вертолетчиков, подбитых в разные годы над афганской территорией, контролируемой моджахедами. Наших военных советчиков и переводчиков. Немало среди без вести пропавших и тех, кто попал к моджахедам и там погиб при попытке к бегству, во время авиаударов и артобстрелов, был расстрелян, умер от ран, инфекционных болезней...»(17)
Есть и еще цифры (на декабрь 1993 года). По данным Комитета по делам воинов-интернационалистов, из 295 пропавших без вести 85 убито в бою или утонуло, 52 погибло и 24 – возможно, живы.
По сообщениям газеты «Красная звезда», в Афганистане обнаружено всего 14 захоронений наших военнослужащих. Они находятся в Асадабаде, Кунаре, Гильменде, в Кабульской провинции, Кундузе.
Точно установлены могилы:
1. В.Г. Кускова – водителя в/ч п/п 53380 из Донецкой области – захоронен в районе кишлака Кубак уезда Ханабад провинции Кундуз.
В октябре 1984 г. самовольно оставил часть без оружия вместе с сослуживцем А.И.Левенцом Почти год он находился у моджахедов из ИОА (Исламское общество Афганистана). Погиб летом 1985 г. во время артобстрела правительственных войск. Об этом рассказал Александр Левенец, находящийся в плену в отряде Ахмад-шаха.
2. В.С.Лобанова, рядового в/ч п/п 31503, родом из Московской области.
В июне 1986 г. оставил часть с оружием. Находился в банде Джейлани в г. Ханабад, кличка – «Файзулла». Убит в 1988 году во время междоусобной стычки между мождахедами. Похоронен местными жителями кишлака Гаричи провинции Кундуз.
Что касается еще 12 других захоронений, то оперативно-розыскная работа проводится.
И многие уже известны, но пока нет точных данных, их фамилии в СМИ не приводятся.
Возникают вопросы: как перезахоронить? Как это осуществить на практике?
Международно-правовые соглашения существуют. Они зафиксированы в Женевских конвенциях от 1949 года. СССР подписал их с некоторыми оговорками 10 мая 1954 года, Афганистан – 26 сентября 1956 г.
Но... прошло пять лет после вывода наших войск, а братоубийственная война там ещё продолжается. Да и в период реформ, видимо, не многим есть дело до могил на чужбине, которые зарастают травой, безымянных, отмеченных лишь осколком камня.
Неужели наши парни второй раз уйдут в не- бытие – от нашего забвения?
Эти вопросы чаще других поднимаются в газете «Красная звезда».


17 Красная звезда. 1992. 21 марта.



IV. Наши земляки



В списке пропавших без вести в Афганистане свердловчан в различных СМИ (в основном местных) приводятся иногда разные цифры.
Изучение материалов СМИ, запросы в военкоматы и т.д. позволяют сделать вывод, что пятеро свердловских парней в разное время оказались в плену.
Кто же они?
1) Ильшат Васильевич Гарайханов,
1962 года рождения, татарин, призван Североуральским ГВК Свердловской области. В Афганистане проходил службу в 2-м батальоне 357-го полка. Обстоятельства, при которых Ильшат пропал без вести, не совсем известны. Однако, опираясь на публикацию газеты «Патриот» за 1992 г., выясняется (из воспоминаний одного из его однополчан), что в ходе боя 25 августа 1982 года Ильшат, будучи тяжело раненым, упал и утонул в реке в провинции Бамиан.
Видимо (предположения авторов данного обзора), горная речка унесла тело и поиски не увенчались успехом.
2) Виктор Сапожников, призывался Каменск-Уральским ГВК Свердловской области в I980 году, а домой вернулся через четыре года. Изучение материалов газет «Вечерний Свердловск» (18.07.89) и «Уральский рабочий» (05.02.89) позволяет сделать вывод, что Виктор вместе с сослуживцами попал в плен после неравного боя. Был переправлен в Пакистан. Затем оказался в группе первой передачи пленных по взаимной договоренности. Согласно этой договоренности пленным предстояло два года быть в лагере для интернированных в нейтральной стране (Швейцария). В последующем группа пленных представителями Красного Креста была передана нашей стороне.
В настоящее время Виктор проживает в одном из городов области, воспитывает двоих детей.
3) Юрий Григорьевич Поварницын, призывался Алапаевским ГBK. Обстоятельства пленения неизвестны. На сегодня известно лишь, что Юрий в период нахождения в лагере под Женевой изъявил желание и остался жить в Швейцарии.


Все ли вернулись из Афгана?



Геннадий Яковлевич Ситников,
призван в ВС из г. Сухого Лога,
пропал без вести во время переправы
через р.Кабул 11 февраля 1985 года



4) Геннадий Яковлевич Ситников родился 13 апреля 1966 года. Окончил школу, затем ГПТУ.
В октябре 1984 года Сухоложским РВК Геннадий был призван в армию. Учебное подразделение прошел в городе Чирчике (Узбекистан). С 5 февраля 1985 года рядовой Ситников служит в Афганистане в 1-м отдельном батальоне специального назначения (в/ч п/п 35651, Джелалабад).
Геннадий Ситников пропал без вести 11 февраля 1985 года при переправе в ночное время через реку Кабул в районе населенного пункта Хувайзи провинции Нангархар. Тогда утонуло несколько военнослужащих. Тела троих, в том числе и Геннадия, не были найдены.



Мать

На стене цветное фото, фото из письма:
"Я – крылатая пехота! – представляешь, мам!
Здесь война заполыхала, чуть подзадержусь..,
подожди, осталось мало, скоро дембельнусь...”

На столе лежат газеты всех последних лет.
Задержалась почта где-то, писем сына нет,
хоть исправно письма носит почтальон другим...
Мать одно у Бога просит: пусть вернется сын!

Снова помолившись Богу, сжав ладошкой рот,
мать выходит на дорогу, что к селу ведет.
Каждый вечер, каждый вечер, много долгих лет
ждет она желанной встречи... Только сына нет.

С. Земцов




Все ли вернулись из Афгана?



Владимир Николаевич Каширов,
из г. Краснотуринска,
попал в плен 6 декабря 1983 года на перевале Саланг


5) Владимир Николаевич Каширов, рядовой, родился 19 декабря 1961 года. Призывался из Краснотурьинска, где и сейчас проживает его мама – Анна Григорьевна. В Афганистане служил в в/ч п/п 51863 (177-й мсп, перевал Саланг). Награжден орденом Красной звезды. 19 декабря
1983 г. Анне Георгиевне военком вручил извещение – «похоронку». А в тот день, когда привезли цинковый гроб, Володя Каширов писал письмо маме. Позже врач-француз передал это письмо и фотографию Володи в Советское консульство в Марселе. Володя писал: «Мама, я – твой Владимир, жив, здоров, нахожусь в плену, в Афганистане. Наш БТР подбили, вернее, сожгли, двое убитых, я остался живой, так что заранее не хороните меня…»
Что же произошло?
Командир роты объясняет, что «около воронки были обнаружены сапог (правый) с оторванной ступней и оправа от солнечных очков.
Я считаю, что сгорело два солдата (водитель и пулеметчик), а прапорщик был выброшен взрывом и в бессознательном состоянии пропал без вести...»
Видимо, поэтому искали как пропавшего без вести не Володю Каширова, а прапорщика.
Ну а как же оказалось три гроба?
«...Ввиду того, что тела погибших были значительно разрушены и обуглены, их останки были разложены на 3 части и запаяны каждый по отдельности в гробы. В таком состоянии они были отправлены для захоронения по месту жительства погибших. Из-за полного разрушения тел на крышках гробов была произведена надпись: «Вскрытию не подлежит».
Пока записка из плена путешествовала через границы, в Панджшере появилась легенда о раненом «Шурави», заточенном в горную тюрьму-пещеру. Дважды Володя пытался бежать. И это – без правой ноги!
О Кариме – так называли моджахеды Каширова – вспоминает освободившийся из плена другой советский солдат, который со слов «духа» узнал, как советского солдата захватили раненым на Саланге, как издевались над ним, и как «шурави» выбрасывает еду, бьет костылем охранников...
Жив ли Володя Каширов сегодня?
Есть разные предположения. По одним – Володя может быть в панджшерских карьерах, где добывают лазурит. По другим – Володя все-таки погиб при попытке к бегству.
А для Анны Георгиевны надежду сохраняют слова Володи: «Заранее не хороните меня...»



Заключение


Идут годы, меняются настроения, лидеры и государства. Таковы времена. И очень метко это время и нас характеризует Анна Георгиевна Каширова в письме в «Красную звезду» (сентябрь 1992 г.):
«Нынче в моде по любому поводу ссылаться на опыт США. Вспомните, на другой же день после окончания войны в Персидском заливе американцы поставили вопрос перед Ираком о возвращении своих пленных. Живых и мертвых!
И они сразу же были возвращены. А как наше российское руководство ищет пропавших без вести «афганцев»? Без слез не могу говорить об этом.
Совсем недавно Президент Б.Ельцин был в США, выступал перед конгрессменами, клялся им, что разыщет пропавших без вести в нашей стране американцев. Но, судя по телевизионному репортажу, ни словом не обмолвился о наших пленных, о наших сыночках, заживо умирающих сегодня в неволе. Какой позор!..»
Разве не справедливы эти слова?
Так что же дальше?



Все ли вернулись из Афгана?



Один из авторов статьи – Н.А.Салмин, в ту пору капитан 201-й мсд, одной из задач которого являлось освобождение советских военнослужащих, попавших в плен в Афганистане.

Примечание: Авторы данного обзора допускают, что в ходе его подготовки могли быть упущены из внимания другие материалы СМИ.

Картина дня

наверх