На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спасибо брат!

62 подписчика

Свежие комментарии

  • Думанская Наталья
    Ошибка в статье. Имя дочери Нины не Татьянка, а Наташа. Татьяна - это сестра-близнец Нины (тоже умерла несколькими го...Служащая ИВАНОВА ...

ЕРМАКОВА Наталья Даниловна ( 03.09.1953 - 29.11.1986 )

АФГАНКИ - девушки, погибшие в Афганистане...

ЕРМАКОВА Наталья Даниловна
( 03.09.1953 - 29.11.1986 )

Все материалы на сайте размещены с разрешения
Смолиной Аллы Николаевны,
составившей эту КНИГУ ПАМЯТИ погибших девчонок.

Российская Федерация

АФГАНИСТАН 1986 г.

Сколько их потеряли мы на дорогах Афгана,
Молодых и веселых, в те шальные года?
Мы с тобою все помним от конца до начала,
Словно это все было лишь только вчера.

А. Газалиев

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И ЗЕМЛЯ ПУХОМ ВСЕМ ПОГИБШИМ ДЕВОЧКАМ...

список не полный...

Фотографии, дополнения, воспоминания собирались по крупицам, благодаря помощи небезразличных людей.

Но ещё много погибших девочек остаются без воспоминаний.
Поэтому рада любой дополнительной строке.
Так же отсутствуют 2 фотографии: ХАРЧЕНКО Любовь Сергеевна и ХУРАМШИНА Зульфира Рашитовна.

Смолина А.Н. http://artofwar.ru/s/smolina_a/

ЕРМАКОВА Наталья Даниловна, служащая (вольнонаёмная) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны СССР.

Pодилась 03.09.1953 года в г. Норильск, русская.

Жила и работала в г. Орехово-Зуево.

23 ноября была зачислена в военкомате на прохождение службы в Афганистане и 29 ноября погибла во взорванном самолёте при перелете из Кабула в Джелалабад (то есть, со дня получения направления в военкомате прошло всего 6 дней).

Hе награждена.

Похоронена в г. Орехово-Зуевo.

Е. Романова
Фото из семейного архива

http://www.zuevo.ru/persons/intresting/ermakovand.html
'Орехово-Зуевская правда'
от 11 февраля 2003 года

* * *

"Белые журавли"

Она не была солдатом. Не служила в армии. Не участвовала в боях, не ходила в разведку, не стояла в карауле. Но 'похоронку' принесли из горвоенкомата. И хоронили ее с воинскими почестями. Памятник ей на Ореховском кладбище поставлен за счет государства. Потому что Наталья Ермакова, 33 лет от роду, погибла в Афганистане.

Она была одной из тех, кого называют 'вольнонаемные' и кто вместе с нашими войсками испытывает тяготы и лишения военного быта. Врачи, медицинские сестры, повара и рабочие по кухне - люди мирных профессий, оказывается, тоже нужны на войне. Вот только оружие им не положено да льгот не дают. А гибнут они так же, как и участники боевых действий.

Маленькая девочка с узким разрезом темно-карих глаз неизменно привлекала внимание в подмосковном городе. Полукровка-кореянка среди российской ребятни смотрелась на особинку. 'Корейка, корейка!' - дразнили ее и во дворе, и в школе. А она, обняв любимую 'коку' за коленки, плакала: 'За что они меня так?' Тогда она еще не знала, что жестокими бывают не только дети, но и сама жизнь.

Наташа родилась 3 сентября 1953 года в холодном Норильске. У нее были русская мама Лида из Орехово-Зуева и папа, кореец по национальности, Дянь Чунь Пак. Девочку записали на фамилию отца, а отчество дали Даниловна, что было созвучно Дяню.

В три года ее жизнь с мамой и папой закончилась. Как все трое они тогда думали - расстаются ненадолго. Ребенку нужен другой климат, отвезем ее к бабушке в среднюю полосу России, будем навещать, а подрастет немного, заберем обратно или сами переедем в Орехово-Зуево. По Советскому Союзу тогда перемещались легко: билеты недорогие по сравнению с заработками, особенно за Полярным кругом, а расстояние не считается.

Получилось несколько иначе. Растить маленькую Наташу стали супруги Шимановы: Виктор Георгиевич, родной брат ее мамы, и его жена Анна Дмитриевна, у которых своих детей не было. Жили они тогда в 23-й казарме.

Ее родители снова вернулись в северный город. Но прожили вместе недолго, хотя раз или два успели навестить дочку. После разрыва отец Наташи, что называется, забыл о ней навсегда. А мама... снова вышла замуж. От нового брака у нее родились мальчик и девочка. Но замужество вновь оказалось неудачным, она вернулась в родной город к своей матери. А супруги Шимановы и Наташа переехали в комнату, которую им дали в доме на Красноармейской.

Сегодня Анна Дмитриевна говорит, что девочка была для них с мужем как дочка. Они растили ее, заботились, баловали, радовались успехам. Наташа росла послушной, исполнительной и внешне спокойной. Хотя, кто знает, что творилось в душе ребенка, знавшего, что родному отцу она не нужна, а мама занята другими детьми, которых, кажется, и любит больше ее? Но она была умненькой, понимала, что надо держаться за того, кто в данный момент и пожалеет, и приласкает - за 'коку', крестную маму Анну Дмитриевну. У той она училась терпению, доброте, жизни, в любую минуту была готова помочь, не отказывалась от работы по дому, по хозяйству. Очень общительная, подруг и друзей у нее было много, всегда вместе с ними: во двор, на речку, в лес, на стадион, на танцы...

Училась в школе N 19, не сказать, что на 'отлично' - всяко бывало, но старательно. А после восьмого класса попросила Анну Дмитриевну поехать с ней в Клин в училище, которое готовит поваров, она мечтала туда поступить. К 'готовке' у девочки проявился особый талант. Все, что варила, пекла, жарила, получалось невероятно вкусно. Видно, давали о себе знать корейские корни, потому что со стороны русской родни были одни текстильщики. Ей дали общежитие и три года она училась в Клину. После этого ее родные забыли, что такое стоять у плиты: она кормила всех.

А работать стала в пединституте поваром. Потом и судьбу свою встретила - Володю Ермакова, который работал электриком. Сыграли свадьбу, родился Димка, очень похожий на маму, с таким же восточным разрезом глаз. Наташа души не чаяла в сыне, любила мужа, свою работу, но... счастье закончилось через три года. Муж вместе с товарищем поехал на рыбалку и не вернулся: оба утонули. Димке тогда было около трех лет. А для нее, как говорит Анна Дмитриевна, жизнь как будто закончилась. Она растила сына и работала, работала, работала. Словно забыла, что еще молодая, что можно создать новую семью и быть счастливой. Об этом не раз говорила ей крестная: 'Выходи замуж, тяжело одной!' Но... А на работе ее ценили, хвалили. Не один раз поощряли путевками в санатории или туристическими по городам и весям родной страны. Узнали о талантливом поваре в городе - часто приглашали готовить на свадьбы или другие торжества, накрывать столы. Она никогда не отказывалась, всем старалась помочь. Да и трудно было на одну зарплату поднимать ребенка, и каждый заработанный помимо рубль был не лишним.

Однажды она пришла к Анне Дмитриевне посоветоваться: 'Димка большой уже, скоро одиннадцать лет. Растет, вещи не успеваю покупать. Потом ему дальше учиться надо. Женится. А я с моей зарплатой ни сейчас его особо баловать не могу, ни потом помочь. Ну что я за мать? Вот решила на заработки поехать. Завербоваться. А мальчик все равно у вас постоянно остается. Пусть поживет'. Как все ее отговаривали, вспоминает крестная, но она уже решила. Когда прощались, веселая была, шутила: 'Ну что вы такие кислые, не навсегда же уезжаю, время быстро пролетит, ждите, в отпуск приеду!' А Анну Дмитриевну, как за язык кто дернул, откуда эта мысль пришла, не знает, только она ее вслух сказала: 'Наташа, я чувствую, что тебя больше не увижу!' Та опять засмеялась: все хорошо будет.

Вот еще странность какая была: когда умерла ее бабушка Наталья Георгиевна, Наташа два места на кладбище взяла: пригодится, говорит. А получается, для себя приготовила. Они теперь по соседству: Наталья Георгиевна и Наталья Даниловна. Хоронили ее с воинскими почестями, весь город собрался: и кто знал, и кто не знал - женщина, в Афганистане погибла в 33 года! Как сказали родным, самолет, на котором летели военные из одной части в другую, был сбит. В нем вместе с офицерами и солдатами погибла и наша землячка.

У Анны Дмитриевны и Виктора Георгиевича Шимановых остался Димка, растить которого, кроме них, было некому. О том, чтобы отдать ребенка-сироту в детский дом, в этой семье и речи быть не могло. 'Никуда не отдадим, будем растить сами', - сказал, как отрезал, Виктор Георгиевич. Димка называл их бабушкой и дедушкой. А они любили его и заботились, как когда-то о Наташе. Он окончил школу, техникум, в армию не попал, потому что у восемнадцатилетнего юноши на попечении оказались престарелые дядя и тетя, к тому же дядя - инвалид войны. Парень пошел работать, женился. У молодых родилась девочка, которую он в честь матери назвал Наташей, сейчас ей годик.

Вот уже 16 лет Анна Дмитриевна работает в комитете солдатских матерей и очень радуется, когда их, потерявших детей или, как она, племянницу, на той, не нашей войне, собирают вместе в горвоенкомате или администрации города - значит, не забыли, значит, помнят. А для нее память - это самое главное. Память о той девчушке с загадочными нездешними глазами, которую она растила, любила и потеряла так неожиданно. Впрочем, растет маленькая Наташа, и верит Анна Дмитриевна: она обязательно будет счастливой.

Статью прислала КОРНИЕНКО Ольга Анатольевна.
Эта чудесная женщина помогает довольно активно, самолично перепечатывая из газет отдельные материалы. Без таких ответственных помощников моему афганскому архиву не существовать, их помощь бесценна.

Картина дня

наверх