На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спасибо брат!

62 подписчика

Свежие комментарии

  • Думанская Наталья
    Ошибка в статье. Имя дочери Нины не Татьянка, а Наташа. Татьяна - это сестра-близнец Нины (тоже умерла несколькими го...Служащая ИВАНОВА ...

Захва́т авто́буса с детьми́ в Орджоники́дзе.

Преступление, совершённое в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ) в четверг 1 декабря 1988 года, когда члены местной автобусной бригады автопредприятия № 1 Павел Якшиянц (38 лет), Владимир Муравлев (26 лет), Герман Вишняков (22 года), Владимир Анастасов (25 лет) и Тофий Джафаров (28 лет) взяли в заложники учеников 4 «Г» класса школы № 42, учительницу, водителя автобуса, затем экипаж самолёта и переговорщика-офицера КГБ. Целью преступников было получение выкупа и выезд за границу.

План преступников состоял в следующем — раздобыть автобус и заманить в него большое количество детей, для чего они решили заявиться в какую-нибудь школу. Позже на суде Якшиянц пояснил, что идея взять в заложники детей показалась им более разумной, так как их легче было контролировать, чем взрослых. Изначально группа хотела пойти несколько «гуманным» способом и привлечь в качестве заложников своих собственных жён и детей, но те отказались. После этого Якшиянц решил осуществить настоящий захват детей. Утром 1 декабря группа угнала автобус ЛАЗ-697, взяв в заложники шофёра Вахтанга Гвиниашвили. Попытки посадить в автобус детей у какой-либо школы не удались, и через некоторое время бандиты приехали на улицу Тельмана, где перед этим видели большую группу детей, заходивших в здание Республиканской книжной типографии.

Ученики 4 «Г» класса школы № 42 в этот день были в типографии на экскурсии; от школы добирались на троллейбусе с пересадками и сильно устали. У детей, вышедших из здания типографии первыми, Якшиянц узнал номер их школы и вписал его в путевой лист, который затем предъявил классной руководительнице Наталье Ефимовой. Ей и детям он сказал, что автобус прислан шефами школы. Все сели в автобус; через некоторое время Якшиянц, остановив автобус у своего дома, привёл свою жену Тамару Фотаки и дочь Илларию, после чего бандиты объявили всех пассажиров заложниками. Фотаки в планы мужа посвящена не была.

Около 16:30 автобус прибыл к зданию Северо-Осетинского комитета партии и начались переговоры. Бандиты потребовали от властей заплатить выкуп, предоставить самолёт и возможность вылета за границу и пригрозили поджечь автобус, для чего расставили по салону 2-литровые банки с бензином. Параллельно Якшиянц потребовал привести к нему бывшего сообщника. Власти предоставили преступникам самолёт «Ил-76», однако аэропорт Орджоникидзе не смог бы принять самолёт такого размера, поэтому «Ил-76» посадили в аэропорту Минеральные Воды. Туда же направилась и колонна, состоящая из захваченного автобуса, машин КГБ, частных автомобилей родителей захваченных детей и машин сопровождения ГАИ. По пути туда Якшиянц остановился у местного СИЗО и потребовал, чтобы оттуда выпустили отбывавшего там наказание его бывшего сообщника Кривоносова, пообещав за это отпустить 10 заложников. Когда привели Кривоносова, Якшиянц попытался соблазнить его участием в своём замысле, но Кривоносов отказался. Снова начались переговоры, после которых Якшиянц всё же отпустил одного заложника — Ивелину Чебакаури.

После многочасовых переговоров преступникам передали (через полковника КГБ Е. Г. Шереметьева, ведшего очные переговоры) 8 бронежилетов, 4 пистолета «ПМ» с двумя полными обоймами, 1 автомат «АКС-74» с двумя снаряженными магазинами и 2 млн долларов США в обмен на заложников. Страной прибытия захватчики выбрали Израиль, с которым у СССР в это время не было ни дипломатических отношений, ни соглашения о выдаче преступников. Террористы под прикрытием живого коридора из детей вышли из автобуса и перешли в самолёт, а затем освободили оставшихся детей и учительницу. Экипаж «Ил-76» остался в заложниках. Несмотря на готовность подразделения «Альфа» к штурму, самолёт решено было выпустить.

2 декабря 1988 года «Ил-76» приземлился на одной из военных баз возле Тель-Авива. Преступники пытались подкупить израильские власти, предложив им 1 миллион долларов, и просили предоставить им вылет в ЮАР, однако израильтяне отказались, решив по просьбе советской стороны выдать их СССР[3]. Они поместили террористов в тюрьму Абу-Кабир, а вскоре передали советским властям на условии, что к ним не будет применена исключительная мера наказания, которая применялась тогда в Советском Союзе — расстрел. Причина такого требования состояла в том, что законодательство Израиля смертной казни не предусматривало. Хорошо знакомые с терроризмом израильские власти удовлетворили запрос СССР на выдачу преступников, несмотря на недостаточность формальных оснований.

Суд:
Суд прошел в марте 1989 года. 17 марта председательствующий на суде член Верховного суда РСФСР Валерий Иванович Мухин огласил приговор: Якшиянц — 15 лет тюрьмы с конфискацией имущества, Муравлев — 14 лет с конфискацией (первые 10 лет в тюрьме, оставшиеся четыре года — в исправительно-трудовом лагере), Вишняков и Анастасов — 14 лет (из них 5 лет в тюрьме), и Джафаров — 3 года колонии строгого режима.

Якшиянц отбывал наказание в Златоусте в Челябинской области. Через два года, в начале июля 1990 года, он попытался организовать с сокамерниками массовый побег: в условленный день они записались к тюремному врачу и постарались захватить в заложники двух женщин-контролёров, но попытка сорвалась, и 1 марта 1991 года Челябинский суд повторно приговорил Якшиянца к ещё пятнадцати годам лишения свободы. В 2005 году второй срок Якшиянца был сокращён, и он был выпущен.

Тамара Фотаки писала Якшиянцу первые три года, но затем он сам уговорил её прекратить переписку. В 1998 году, в интервью корреспонденту газеты «Челябинский рабочий» Ольге Айзенберг, Якшиянц сообщил, что после освобождения собирается отправиться в Белореченск, где у Якшиянца жили два сына от первого брака и дочь от Фотаки или, в случае если ему не удастся наладить с детьми контакт, — к братьям в Калининград.

Последующие события:
3 февраля 1989 года учительница Н. В. Ефимова была награждена орденом «За личное мужество» № 1.

Картина дня

наверх