На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спасибо брат!

62 подписчика

Свежие комментарии

  • Думанская Наталья
    Ошибка в статье. Имя дочери Нины не Татьянка, а Наташа. Татьяна - это сестра-близнец Нины (тоже умерла несколькими го...Служащая ИВАНОВА ...

Полковник БАЛАНДИН Алексей Васильевич

Полковник БАЛАНДИН Алексей Васильевич
( 01.08.1961 - 09.04.2009 )


Из воспоминаний боевого товарища Александра М.:

«С Лехой мы познакомились близко, насколько это возможно, при выживании на необитаемом острове. В начале апреля 1979 года нас вдвоем высадили на остров Ладожском озере на учения по выживанию. Жили в одной палатке. Переносили одни и те же трудности. С этого и началась наша дружба.

В это время года на Ладоге очень холодно. Но это еще полбеды, главная проблема – голод. Все, что там было съедобного, исчезло. Зимовавшие птицы уже улетели. Грибы, ягоды, орехи и съедобные растения еще не появились. Даже ручейник пропал.

И муравьи попались хитрые. Свои личинки они прятали метрах в пяти от наземных входов. Первые три дня мы «питались» только водой. Хоть в этом повезло: все озеро питьевое.

У нас с собой были различные снасти для добывания еды. Но только в конце третьих суток мы поймали первую плотвичку. Здесь тоже оказались свои секреты. Водная растительность у самого острова обитает узкой, примерно полтора метра, полосой у берега и на расстоянии около метра от кромки воды. На ней и кормится вся рыба. До и после этой полосы – безжизненное и голое каменистое дно. Другой нюанс в том, что вода в Ладоге очень чистая. Рыба видит силуэты на берегу и уходит на глубину. Чтобы ее поймать, нужно закидывать удочку на растительную полосу издалека. Метров с четырех-пяти от края воды. Главное – попасть в зону растительности. Рыба клюет так, что не успеваешь выдергивать. Когда приноровились, Лешка за неполных два часа натаскал штук 60 плотвичек грамм по 300.

На соседнем острове, примерно в километре от нас, находилось гнездовье чаек. Смастерили лодку. Самое сложное было определить, годится ли яйцо в пищу или в нем уже зародыш. Приноровились. Другая проблема – приготовление. Тоже справились. Разогревали на костре камни и на них пекли яйца.

И хотя кроме выживания на острове были и другие задания командования, которые необходимо было обязательно выполнить, к концу учений у нас образовались такие запасы продовольствия, что хоть на зимовку оставайся. Копченые утки и кулики. Сушеная и копченая рыба и много другое. Продукты пришлось оставить при возвращении на базу.

Попасть на такие учения в паре с Алексеем Баландиным – не меньшая, если не большая удача, чем питьевая вода на необитаемом острове. Спокойный, рассудительный, сильный и надежный друг. Наши отношения тогда сложились на всю жизнь. Мы дружили семьями. Он был заядлым рыбаком, и мы часто в выходные выбирались к водоемам. Любил петь, сидя вечером у костра, и у него хорошо это получалось. С его гибелью я как будто потерял часть самого себя».

Как правило, командировки на войну длятся месяц. Последнюю командировку отделу Алексея Васильевича продлили еще на две недели. Такое хоть и редко, но случается.

За время командировки уже навоевались. 20 марта был тяжелый бой с бандитами. В районе дагестанского села Кака-Шура штурмовали хорошо укрепленную базу боевиков.

Сначала на бандитов двинули внутренние войска МВД. Их серьезно потрепали. Штурмующие помимо раненых потеряли убитыми пять спецназовцев и двух офицеров. Со стороны боевиков работал снайпер высокой квалификации. Когда боевики поднялись в контратаку, спецназ МВД начал отступать. В это время к месту боя подошел Алексей Баландин со своим подразделением. Моментально оценив обстановку на поле боя, он расставил своих бойцов по позициям и, подпустив боевиков поближе, прицельным огнем заставил их откатиться назад.

Генерал МВД, руководивший операцией внутренних войск, приказал Баландину с подразделением преследовать бандитов, чтобы закрепить успех. Но Алексей, выдержав паузу, тактично отказался:

- Мы только с марша. Люди устали. Им надо поесть и отдохнуть. Проверить оружие и снаряжение. Собрать разведданные, определить огневые точки, чтобы указать цели артиллерии и авиации. А потом уже штурмовать.

Генерал скрепя сердце согласился.

Всю ночь вели разведку. Бандиты окопались капитально. Определили огневые точки. Сложнее всего было обнаружить позиции снайпера. Но и их вычислили. Вывели на огневую позицию минометы и с утра начали планомерный обстрел. Лупили по бандитской базе из минометов почти до вечера, «концерт» завершала штурмовая авиация. Пока заканчивалась артподготовка, спецназовцы выдвинулись к переднему краю противника. Еще не осела пыль от последних разрывов, как приступили к зачистке.

Четко сработали наблюдатели за снайперскими позициями. Едва боевик появился на одной из них, как был уничтожен гранатометным выстрелом. Базу бандитов «зачистили» полностью – без единой потери со своей стороны. В этой операции группа Баландина ликвидировала 17 боевиков.

После продления командировки, 8 апреля 2009 года, подразделение Алексея Васильевича Баландина получило очередной боевой приказ. По данным разведки, в горах обнаружена очередная база боевиков. Задача подразделения – произвести доразведку, найти базу и уничтожить.

Их высадили с вертолетов за несколько километров до предполагаемой базы. Спецназовцы подбирались к бандитам по склонам гор. Почувствовали запах костров и остановились. До базы духов – метров триста. Решили дождаться ночи, чтобы определить точное местонахождение боевиков при помощи приборов. Господствующую высоту терять нельзя. Расположились на отдых. Огня не развести: демаскировка. Ели всухомятку. Определились с направлением дальнейшего движения и выслали саперов, чтобы нашли и обезвредили мины.

В тот вечер сослуживцы заметили, что Васильевич стал какой-то нелюдимый. Держится как-то особняком и часто отрешенно смотрит вдаль. Как будто чувствовал, что это последняя его командировка.

Проверили тропу, отметили вешками, вернулись саперы. Спецподразделение, выставив наблюдателей, устроилось отдыхать.

Утром вперед выслали разведчиков. Основная группа приготовилась к движению – и в этот момент взрыв!

Алексея Васильевича отбросило по склону. Все были в шоке. Когда его перевернули на спину и осмотрели, то ужаснулись. Одну ступню оторвало полностью, вторая нога была переломана и изранена осколками. Осколочные ранения брюшной полости, левой руки и лица. Осколками рассекло губы, нос и лоб.

Врачи начали накладывать повязки и жгуты, чтобы остановить кровь. Вкололи промедол и поставили капельницу. Вызвали вертолет для эвакуации. Баландин был в сознании. Не жаловался, не стонал, а сокрушался нелепостью своего положения. За плечами сотни боевых столкновений с бандитами, а тут – полшага в сторону от проверенной тропы, и такие последствия. Долгое пребывание на границе между жизнью и смертью и накопившаяся усталость притупили чувство опасности…

Саперы еще раз проверили местность. Соорудили носилки. Подготовили укрытие. Раненому дали попить, уложили на спальник, укрыли. Бойцы стали готовить площадку для «вертушки», чтобы она могла забрать груз бортовой лебедкой.

Начала портиться погода. В горах это происходит очень быстро. Только что светило солнце, а через десять минут – снег или такой туман, что не видно вытянутой руки. Тучи опустились с горных вершин, и начался дождь.

Наконец послышался шум винтов, но пилоты не видели землю. Сигнальные ракеты не помогли. Вертолет ушел на базу. Выход один – выносить командира на руках. По карте напрямую восемь километров, а по горам в непогоду? Но других вариантов не было.

Алексей Васильевич подозвал доктора и спросил напрямую:

- Что, я не дойду?
- Нет, - ответил тот.
- Дайте покурить, - попросил Баландин.

Ему прикурили сигарету, которую он с жадностью выкурил.

Головной дозор выбирал маршрут. Ребята бережно несли носилки, меняясь по очереди. Старались не трясти. Доктор шел рядом с раненым, периодически проверяя пульс, давление, и держа капельницу.

Стемнело. Пошел снег. Ручейки в ущельях превратились в бурные потоки, которые нужно было преодолевать. Примерно через час состояние раненого ухудшилось. Остановились. Повторно вызвали вертолет, но опять безрезультатно. Доктор поменял капельницу, вколол обезболивающее. Раненый открыл глаза. Снова двинулись в путь.

Еще минут через сорок доктор остановил передвижение. Носилки опустили на землю. Доктор склонился над Алексеем Васильевичем. Баландин тихо спросил: «Ну что, это все?» Сердце отказывалось работать. Пока делали ему непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, сердце билось. Как только массаж прекращали, сердце останавливалось.

Бойцы обступили командира. Жизнь в его глазах постепенно угасала. Последнее обращение к своим бойцам стало завещанием:

- Ребята, уважайте друг друга…

Полковник Баландин очень трепетно относился к своим подчиненным. С ним они чувствовали себя спокойно и надежно. В управлении «В» это, пожалуй, самое дружное подразделение. Офицеры не хотели переходить из его подразделения в другие на более высокие должности, даже если «перехаживали» в своем воинском звании год или два.

Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2009 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, начальнику оперативно-боевого отдела Управления «В» Центра специального назначения Федеральной службы безопасности Российской Федерации полковнику Баландину Алексею Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Награждён советскими 2 орденами Красной Звезды, российскими орденами Мужества, «За военные заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й и 2-й степени с изображением мечей, 2 медалями «За отвагу», другими медалями, именным огнестрельным оружием.

С 17 марта 2010 года в подмосковном городе Дзержинский создан и действует Военно-спортивный клуб имени Героя России А.В. Баландина.

10 апреля 2010 года на здании гимназии №1 г. Балашиха, где учился А.В. Баландин, была открыта мемориальная доска в его честь.

8 апреля 2014 года именем Героя названа одна из улиц г. Балашиха.


Владимир Ильич Счепицкий посвятил Алексею Баландину стихотворение:

Офицерская честь

Полковнику Баландину А.В. – посвящаю

Пока еще его Душа витает
Здесь среди нас, готовясь
в Звездный Путь –
Пусть каждый из кремлевцев осознает,
В чём нашей офицерской Чести суть.
Ведь суть не просто на плечах
носить погоны,
А - Честь имею! – нет, не просто
суть слова…
Жизнь офицерская не столько
полигоны,
Сколь чистые Душа и голова!
И пусть ты сердцем будешь
со страною,
Но только с Родиною помыслы чисты
Когда в бою, закрыв друзей
собою,
Вписал себя в истории листы…

5 мая 2009г. – 5:05

При составлении материала использовалась глава из книги В.М. Давыдова «30 лет доблести. 1981-2011». Издательство: МГО Фонд Вымпел-Гарант, 2011 год.

Картина дня

наверх