На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спасибо брат!

62 подписчика

Свежие комментарии

  • Думанская Наталья
    Ошибка в статье. Имя дочери Нины не Татьянка, а Наташа. Татьяна - это сестра-близнец Нины (тоже умерла несколькими го...Служащая ИВАНОВА ...

Лейтенант РЯБИНКИН Дмитрий Валерьевич

Лейтенант РЯБИНКИН Дмитрий Валерьевич
(13.10.1971 - 17.06.1995)


"ДВА ДМИТРИЯ"
(продолжение)
Ольга ЕГОРОВА


«АКАДЕМИК»

В детстве друзья звали его «академиком». Он всегда знал все и лучше всех. Знания давались ему с необычайной легкостью, которая обычно свойственна людям талантливым. Академиком, однако, он так и не стал, потому что кроме формул и правил четко осознал — мужчина должен защищать и восстанавливать справедливость там, где ее попрали.

Свою избранницу, Ирину Евгеньевну, он встретил, когда учился на втором курсе военного училища. Свадьбу сыграли во время летнего отпуска. Сын Андрюша появился на свет за три года до будёновских событий.

Лейтенант Рябинкин родился 13 октября 1971 года в городе Ужгороде на Западной Украине. Его родители, Валерий Фёдорович и Лидия Александровна (оба военного, 1943 года рождения), жили в городе Фрунзе. Они были соседями, учились в одном классе и даже сидели за одной партой…

Валерий Фёдорович сначала окончил автотракторный техникум в городе Фрунзе, а Лидия Александровна — политехнический.
По окончании учебных заведений молодые люди стали работать, а в скором времени решили пожениться. В январе 1963 года у них родился сын Володя.

С 1964-го по 1966 год Валерий Фёдорович проходил срочную службу в танковых войсках в городе Ашхабаде. Военное дело ему понравилось, и он решил остаться в армии.

Семья Рябинкиных переехала в Уссурийск, где Рябинкин-старший в 1968 году закончил военно-автомобильное училище, а через некоторое время его направили в Прикарпатский военный округ, где и родился Дима.
Через некоторое время Валерия Фёдоровича перевели в Московский военный округ, в узел связи Генерального штаба, коммунисты части избрали его секретарем парткома. В 1990 году он ушел в отставку в звании подполковника.

Дима Рябинкин с детства проявлял себя человеком храбрым, волевым, но был… слегка застенчив. Его отличали хорошее воспитание, и даже галантность. С детства не мог представить себе жизни без спорта — часто играл с ребятами летом в футбол, а зимой в хоккей, да и на занятиях физкультуры в школе каждый раз упорно добивался лучших результатов.

В средней школе, носящей имя Дмитрия Рябинкина, бережно хранят память о своем выпускнике:

— Маленький Дима ходил в наш Ватутинский детсад, а в 1978 году первого сентября его приняла в стенах Ватутинской школы добрая, заботливая учительница Нина Георгиевна Кузьмина, об этом своем классе учительница вспоминает с удовольствием.

Хлопот много, поскольку учеников в классе было сорок три души, за всеми нужно было уследить, научить читать, писать и считать. Но с Димой она не знала никаких забот.

Вот что рассказывала Нина Георгиевна о своем бывшем ученике: «Спокойный, доброжелательный мальчик. Он всегда улыбался, никогда не выражал своего недовольства. Дима был стеснительным ребенком, но активно участвовал во всех классных мероприятиях. На него можно было положиться, его исполнительность поражала».

Старший брат Димы закончил Ватутинскую школу в 1979 году, а в 1984 году — Донецкое высшее военно-политическое училище связи, служил в войсках по своему профилю.

Пример брата, отца и тех офицеров, которых Дима знал, общаясь с друзьями семьи, определили дальнейшую судьбу этого человека. В 1970-1980-е годы в школу тоже приходили военные, которые помогали в проведении классных часов, участвовали в туристических походах вместе с октябрятами и пионерами школы, помогали организовать игры на местности «Зарницу» и «Орлёнок»…




Частыми гостями в школе были ветераны Великой Отечественной войны. Так что вопрос о выборе профессии был решен Димой рано. Он решил стать военным…

Классным руководителем с пятого по восьмой класс была Альбина Александровна Хвалкова, она же преподавала химию. Она очень хорошо помнит Диму, как и все учителя, у которых он учился, поскольку Рябинкин был дисциплинированным, умным и доброжелательным учеником.
Ребята очень любили его выступления у доски, с удовольствием слушая его рассказы о событиях, происходящих в мире. В многочисленных походах с классом Дима обрел такие черты характера, как умение подставить свое плечо другому, умение держать слово, любовь к Родине, ее просторам, к родным местам, гордость за свое отечество.

Когда отец Димы встречался в городке с Вячеславом Сергеевичем Хвалковым, учителем физики, то спрашивал: «Как дела у сына?». Тот всегда отвечал: «Вы же знаете, что у Димки все может быть только хорошо».

Дима переживал даже из-за четверок. Он все делал сам, контролировать Дмитрия не требовалось. Обычно он, не сделав уроки, на улицу не выходил, даже если ребята очень ждали его во дворе, чтобы поиграть в хоккей. За упорство, бескомпромиссность ребята его уважали. Со второй четверти восьмого класса Дима учился в Германии, так как отец находился там в командировке.

Восьмой класс Рябинкин окончил на одни «пятерки» и в шестнадцать лет поступил в Минское суворовское училище. Подальше от дома, от «родительской опеки». За кругозор и глубину знаний друзья звали его «академиком». В 1989 году, участвуя в общесоюзной Спартакиаде суворовских училищ, он стал бронзовым призером и выполнил норматив мастера спорта по офицерскому троеборью.

По записям в памятном альбоме можно судить, как однокурсники ценили, уважали и просто любили Диму (в группе было двадцать шесть человек) Все желали ему стать министром обороны, маршалом. Ребята верили, что Димка осуществит свою мечту.




Как отличнику учебы, Дмитрию предоставили право выбора при поступлении в военный вуз. В 1989-1993 гг. он проходил учебу в Московском Высшем общевойсковом командном училище имени Верховного Совета РСФСР. За это время показал только превосходные результаты, свидетельство чему — красный диплом, врученный на Красной площади Москвы. Стал кандидатом в мастера спорта по кикбоксингу.

В Группу «А» Рябинкин был зачислен в июне 1993-го.

— Будучи в составе нашего подразделения, — отмечает Геннадий Николаевич Зайцев, — он неоднократно участвовал в стрелковых соревнованиях, проводившихся в рамках Главного управления охраны, куда на тот период организационно входила Группа «А». Рябинкин был чемпионом управления по стрельбе из автомата, которым владел искусно.

У родителей Димы хранятся именные часы, подарок Президента России Бориса Ельцина, которые он вручил офицеру за мужество и личную храбрость.




В Будённовске Рябинкин действовал в составе штурмовой группы, наступавшей на травматологическое отделение. Огонь басаевского пулеметчика грозил верной смертью. Профессионалы знают, что крупнокалиберный ДШК с такого расстояния «прошивает» броню БТРа, не говоря уже о средствах индивидуальной защиты.

Своими действиями Дмитрий на этом участке спас ситуацию. Он сумел вычислить бандита в окне, и пока тот перезаряжал оружие, занял выгодную позицию и навскидку одним выстрелом из автомата поразил врага. И погиб от пули снайпера при смене позиции.

— Отличный парень, классный рукопашник. Мужик смелый, рисковый, — говорил о нем ветеран Группы «А» Василий Денисов — Пуля террориста пробила каску. Мне кажется, что снайпер засек его с первой очереди и выжидал, выслеживал. Вообще он как жил — горел, так и погиб, словно сгорел. Когда после боя мы пришли на место гибели, увидели: кровь превратилась в пепел.

Дистанция стрельбы между группой спецназа и басаевцами составляла двадцать восемь метров.

— Только плотный покров зелени и милость Божья спасли нас, — говорит полковник Владимир Келексаев, являвшийся командиром отделения, в котором служил Рябинкин. — Дмитрий смог уничтожить двух пулеметчиков. Мы их плохо видели, Дима же лежал чуть в стороне и вычислил террористов. Первый раз все удачно сложилось, на второй он чуть промедлил, на какие-то доли секунды, и вражеский выстрел оборвал его жизнь.

За мужество и отвагу, проявленные при спасении заложников, смелые и решительные действия в условиях, сопряженных с риском для жизни, лейтенант Рябинкин Дмитрий Валерьевич был награжден орденом Мужества (посмертно). Похоронен он на подмосковном кладбище Ракитки.




— Отчетливо помню, когда в Москве мы хоронили сотрудников, погибших в Будённовске, то погода выдалась ненастная, подстать событию, — вспоминает Геннадий Николаевич Зайцев — С утра зарядил дождь. Общее настроение было тягостное, на душе — муторно. После церемонии прощания, проходившей в ДК имени Дзержинского (ныне Культурный центр ФСБ) руководители и офицеры «Альфы» разъехались по трем местам: на Хованское кладбище, где хоронили майора Владимира Соловова, на Николо-Архангельское, к Диме Бурдяеву. А мы — это Александр Иванович Мирошниченко, заместитель командира подразделения, и целая группа товарищей отправились в подмосковные Ватутинки, к месту земного упокоения Димы Рябинкина.

Его пробитый шлем, как особая реликвия, ныне хранится в Музее Управления «А».

«НЕ НАДО ГОВОРИТЬ ВЫСОКИХ ФРАЗ»

Осенью 2007 года решением губернатора Московской области Бориса Громова общеобразовательной средней школе с углубленным изучением отдельных предметов в поселке Ватутинки было присвоено имя лейтенанта Дмитрия Рябинкина.

Школа является одним из центров культурной и общественной жизни Ватутинского гарнизона. 25 февраля 2005 года здесь по инициативе «Воинского братства» была открыта мемориальная доска в честь погибшего героя-«альфовца».

И вот прошло почти три года, прежде чем в ноябре 2007-го усилия многих людей, сложивших свое искреннее стремление увековечить имя Дмитрия в названии школы, которую он окончил, — все-таки увенчались успехом.
На торжественной церемонии присутствовали родители Дмитрия, Валерий Фёдорович и Лидия Александровна, его жена Ирина и сын Андрей — курсант Тверского суворовского училища.

В тот день было много эмоций и искреннего общения, гостям показали замечательный вечер памяти, подготовленный учениками и педагогами. Всеми вместе, сообща. А закончился он выступлением директора школы Татьяны Леонидовны Булаш:

— Сегодня мы написали очень важную страницу. Нашей школе шестьдесят лет. За это время она носила разные названия. Открывалась как начальная, была средняя, политехническая, общеобразовательная… Затем мы общими усилиями добились статуса школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Сейчас мы с вами сделали еще один шаг на пути своего совершенства. Присвоение имени героя не дается просто так. Не происходит по желанию одного человека. Это огромный труд. И одновременно это большая ответственность.

Мы с вами много сделали за три года, но еще больше предстоит совершить. Я хочу выразить слова благодарности родным Димы, его сыну и жене — за то понимание, с которым они отнеслись к нам. Мне хочется сказать спасибо и его боевым друзьям за ту помощь, которую они нам оказывают в патриотическом воспитании. Мне хочется сказать спасибо нашему району за поддержку. Я понимаю, что эта ответственность ложится не только на наши плечи, но и на весь район. Соответствовать имени человека, совершившего подвиг, отдавшего жизнь за жизни других людей — очень сложно. Это тот маяк, глядя на который мы будем идти вперед.

Думаю, что все традиции, заложенные отцами и дедами — любовь к Родине, патриотизм, воспитание гражданина — будут продолжаться в нашей школе, и мы сможем общими усилиями доказать: это имя мы носим не случайно. И со временем наши воспитанники с гордостью будут говорить, что они не просто из Ватутинской школы, как это было раньше, а из школы имени Дмитрия Валерьевича Рябинкина. И я хочу пожелать нам всем успехов на этом важном и ответственном поприще,
— сказала в заключение Татьяна Леонидовна.




Глава сообщества Группы «А» КГБ-ФСБ, депутат Московской городской Думы Сергей Гончаров в своем обращении был краток. По его словам, нашими делами творится память, которой нужно соответствовать. «И если каждый ученик, — сказал он, — на вопрос «ты из какой школы?» будет отвечать: «Я — из школы Рябинкина», то это, несомненно, будет самое главное для светлой памяти Димы».

…Войны продолжились. Они только стали называться по-разному: локальными конфликтами, наведением конституционного порядка, принуждением к миру…

Истринский район Подмосковья, поселок Снегири. Сорок первый километр Волоколамского шоссе. Мемориал «Рубеж славы». Здесь был остановлен враг, отсюда началось наступление под Москвой, сокрушившее врага. Роман «Волоколамское шоссе» является наиболее известным и значимым произведением замечательного русского писателя- фронтовика Александра Бека. Его название — это устоявший образ, символ мужества и выдержки.

И вот уже десять лет, начиная с 2002 года, Волоколамское шоссе связано с Группой «А». Вначале рядом с памятником воинам Великой Отечественной появились обелиски солдатам, сложившим головы в Афгане. Потом вести о гибели стали приходить уже с разных мест нашей страны.

По инициативе местного духовенства и администрации района было предложено создать единый мемориал — для всех, а чтобы память о погибших стала в буквальном смысле живой, решено было заложить Аллею. Ее взяла под свою опеку — и защиту, когда возникла такая острая необходимость, — Международная Ассоциация ветеранов спецподразделения «Альфа».




…Около тоненькой рябинки утаптывал землю мальчик, очищая низ от палочек, пожелтевших былинок. Было ему три года, когда при освобождении заложников в Будённовске его отца нашла пуля басаевского снайпера.

Сын знает папу только по рассказам, фотографиям и сохранившейся кинохронике. Поскольку фамилия Димы была Рябинкин, и выбрали для него рябину. Символичное дерево: ее красные ягоды по осени похожи на сгустки крови. Но кровь — это и жизнь!

И здесь же рядом высажено другое дерево, в память о Дмитрии Бурдяеве. Так и растут они вместе, радуя глаз, — вместе с другими деревьями, ставшими уже рощей спецназа России.

Не надо говорить высоких фраз,
Не надо лучше, чем ты есть, казаться.
Нас жены провожая каждый раз,
Твердят как заклинанье: возвращайся.
А мы уходим, оставляя за спиной
Свои заботы, радости и близких,
Чтобы спасти людей, закроем их собой
От пули озверевших террористов.
Из года в год несем мы этот крест.
От напряженья мышцы рвем и жилы,
И каждый раз, надев бронежилет,
Стараемся, чтоб люди были живы.
Чтоб страх не искажал ребячьих глаз,
Чтоб матери не ведали печали,
Мы тянем лямку, люди, ради вас,
И это не однажды доказали.
Мы жизнью ради жизни рисковали,
Но на судьбу нам сетовать нельзя:
Ведь мы работу добровольно выбирали.
И если завтра прозвучит набат —
Опять шагнет навстречу смерти кто-то,
Чтоб сделать свое дело, как всегда.
Такая вот, друзья, у нас работа.




Это песня Василия Денисова «Не надо говорить высоких фраз». Ею я хочу завершить главу, посвященную двум замечательным офицерам и мужчинам — Дмитрию Бурдяеву и Дмитрию Рябинкину. Офицерам, заступившим на боевое дежурство во время Смутного времени и не потерявшимся в нем.

(глава из книги А.А. Филатова "Крещённые небом")

Картина дня

наверх