На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спасибо брат!

62 подписчика

Свежие комментарии

  • Думанская Наталья
    Ошибка в статье. Имя дочери Нины не Татьянка, а Наташа. Татьяна - это сестра-близнец Нины (тоже умерла несколькими го...Служащая ИВАНОВА ...

Капитан ЛАШИН Роман Аркадьевич




Капитан ЛАШИН Роман Аркадьевич
(02.06.1978 – 21.06.2011)



"БОЙ ПОД КУЗНЕЦОВКОЙ"


Предотвращая акты террора, спецслужбы все больше стараются действовать на упреждение, реализуя агентурную информацию. Эта работа, тяжелая и повседневная, не видна глазу простого человека. И только когда погибают сотрудники антитеррора, страна узнает о своих героях, тех, кто постоянно рискует жизнью ради всеобщего блага.

В конце июня 2011 года на Николо-Архангельском кладбище торжественно похоронили сотрудников Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России майора Игоря Панина и капитана Романа Лашина, погибших в Дагестане 21 июня в жестоком бою с бандой террористов. Теперь в мартирологе Группы «А» насчитывается двадцать шесть фамилий: трое отдали свои жизни в советский период, остальные — после 1991 года.




Кизлярский район Дагестана, район села Кузнецовка. Здесь, в лесном массиве, засела группа опытных и хорошо вооруженных боевиков. На их счету были диверсии, нападения и убийства. Во время схватки с этой бандой и погибли два офицера «Альфы». Мужественные, крепкие ребята, настоящие профессионалы.

Обоим было чуть за тридцать, в семьях остались маленькие дети. Да, сотрудники знают, за что воюют. Не за «путинскую» или «медведевскую» Россию, как это любят утверждать господа либералы. Нет, конечно! Они сражаются за Россию без всяких приставок и определений. За свои семьи, за своих родных и любимых.




…В тот день спецназовцы начали поиск террористов с наступлением темноты. Действовать пришлось в лесистой местности, вдоль русла реки. С помощью приборов ночного видения группа на одном из заболоченных участков обнаружила свежую тропу.

Поиск решили продолжить — по многим признакам тропа могла привести к базе террористов. До наступления рассвета спецназовцы прочесали около четырех километров леса. Продвигаясь по камышам и густым кустам, преодолевая заболоченные арыки, группа продолжала методично обследовать территорию, пока ее головной дозор не наткнулся на боевое охранение крупной банды. И — грянул бой!

База находилась в труднодоступной местности и была хорошо укреплена. Наученные своим и чужим опытом, боевики готовились к встрече с любыми неожиданностями. Отнюдь не юнцы-исламисты, как сообщалось в прессе, а матерые преступники, именующие себя «мечами Аллаха». Для них что рядовой сотрудник спецназа, что выдающийся дагестанский богослов Саида-Афанди аль-Чиркави — это опасный враг, который должен быть уничтожен любой ценой. За бандой тянулся след убийств, диверсий и терактов.

Тяжелейший бой длился с перерывами почти три дня.

Тогда-то «альфовцы» и потеряли майора Игоря Панина и капитана Романа Лашина. Они были большими друзьями, в один день пришли в подразделение, дружили семьями. И по злой иронии судьбы погибли тоже вместе, в одном бою.




ЩИТОНОСЕЦ

Роман Лашин родился 2 июня 1978 года в Москве. Учился в школе № 666. С раннего детства увлекался спортом, сначала самбо, потом каратэ. В двенадцать лет пришел в клуб «Альфа-БУДО», который возглавляет полковник Василий Захарович Верещак.

Тренером Романа стал легендарный «черный пояс» Роман Петрович Степин. Это имя известно всем спортсменам, стоявшим у истоков зарождения каратэ в Советском Союзе. Среди его учеников, пришедших служить в Группу «А», — Василий Верещак, Евгений Олейник, Ильяс Лутфуллин, Кирилл Курносов и другие офицеры.

В тринадцать лет Роман уже завоевал свой первый спортивный трофей — стал бронзовым призером чемпионата Подмосковья по каратэ-до. В последующие годы он становился чемпионом по каратэ-до города Москвы. А в 1998 году занял первое место на чемпионате России и по его результатам получил звание мастера спорта.

После школы Лашин год работал педагогом дополнительного образования детско-юношеского клуба «Юность». Затем, в 1997-м, поступил в Российский государственный университет физической культуры на факультет восточных единоборств. Одновременно работал охранником в столичных частных охранных предприятиях «Цунами» и «Альфа-Центр».

Во время учебы в институте Роман завоевал много престижных наград и титулов, неоднократно становился призером и победителем международных соревнований, получил черный пояс. В июне 1998 года участвовал в Чемпионате Европы, проходившем в Братиславе. Его команда «Профи» тогда заняла почетное четвертое место.

Еще до службы в спецназе Роман познакомился со своей будущей супругой. Светлана, поступив на вечернее отделение педагогического института, в декабре 2001 года устроилась секретарем в Ассоциацию безопасности «Альфа-Центр». К слову, эту структуру возглавляет полковник в отставке Золотовский Григорий Петрович, опытный и уважаемый в «Альфе» наставник.

Через три месяца, на первый праздник весны, Роман сделал Светлане предложение, и уже в августе ребята сыграли свадьбу. Его избраннице к тому времени исполнилось восемнадцать лет.

Шел 2007 год, когда в двадцать девять лет Роман стал отцом маленького Даньки. Имя сыну выбрал сам. Назвал не Марком, как того хотела Света, а именно Даниилом. Как оказалось, муж «угадал» — через несколько дней Церковь отмечала память святого благоверного князя Даниила Московского.




О том, что сына зовут Данькой, Света с удивлением узнала только из поздравлений родных и знакомых, звонивших ей после благополучных родов. И теперь она ничуть не жалеет об этом: назвали правильно.
Логично было бы предположить, что Роман, как человек военный, окажется очень строгим и требовательным отцом. Однако все оказалось наоборот. Он был добрым папой и баловал сынишку.

— Считается, что если в семье мальчик, то воспитывает его отец, а любит мама. У нас все было по-другому: воспитанием занималась я, а любил Рома, —говорит Светлана.

Что касается «Альфы», то Роман никогда не говорил о своем стремлении к службе в спецназе или даже просто военной карьере. Его больше привлекал спорт и тренерская деятельность. Поэтому решение пойти в Группу «А» стало для молодой супруги полной неожиданностью. Впрочем, как и для Роминых родителей, Аркадия Леонидовича и Татьяны Николаевны.

В 2004 году Лашин сдал все экзамены, выдержал многочисленные тесты и был зачислен в Управление «А». Нормативы по физической подготовке для него вообще не были проблемой — Роман с детства занимался спортом, был сильным и выносливым.

Уже в «Альфе» Лашин неоднократно становился призером Чемпионата ФСБ по рукопашному бою, а в 2008 году получил звание мастера спорта по рукопашному бою. Кроме единоборств, он увлеченно занимался огневой подготовкой и в 2009 году выиграл первенство Управления «А» по стрельбе из пистолета Макарова.

Впрочем, одним этим круг его интересов не ограничивался. Во время службы Роман занялся водолазным делом и в этом направлении также добился значительных успехов — стал штатным сотрудником водолазной группы, ведущей свою историю с лета 1978 года. Именно тогда «альфовская» четверка, командированная на Кубу, вместе с боевыми пловцами Черноморского ВМФ обеспечивала безопасность подводной части судов, зафрахтованных для делегатов XIV Всемирного Фестиваля молодежи и студентов.

В спецназе антитеррора Лашин нашел себя, тут он, несомненно, оказался на своем месте. Для него не существовало сложных или непонятных дисциплин. Словно губка, впитывал он новые знания, постоянно стремясь к самосовершенствованию.




Когда Роман проходил «курс молодого бойца», сотрудники подразделения в шутку называли его «пиджаком», поскольку он пришел в Управление с гражданки, погон до этого не носил и на военной службе не состоял.

Понятное дело, это задевало, — и Лашин старался во всем быть на уровне с ветеранами подразделения, ни в чем не отставать от них. Его энтузиазм и рвение в учебе очень быстро дали результаты.

За короткое время он стал настоящим универсалом спецназа — мог работать и в штурмовой группе, и снайпером, и гранатометчиком. Однако его призванием, главным делом, стала одна из самых сложных, опасных и ответственных спецназовских специальностей.




Рассказывает сослуживец:

— Щитовик — это не профессия и не специальность. Это образ мысли. И тут важно все. Нужна физическая сила, чтобы таскать тяжеленный щит. Нужен четкий расчет, чтобы понять, как правильно войти в адрес, как максимально эффективно прикрыть группу, откуда может исходить опасность, как ее нейтрализовать. Нужна, в конце концов, отвага, чтобы первым пойти на пулю.

На момент прихода Лашина в подразделение там только начинали использовать тяжелые штурмовые щиты. Шла отработка тактики работы, сотрудников обучали непосредственному применению щитов. Поначалу на занятия по очереди ходили все «альфовцы», чтобы в случае чего один мог заменить другого. Однако потом занятия начали проводить выборочно — каждый должен заниматься своим делом, тем, что у него получается лучше всего. Появилась специализация.

Роман сразу хорошо показал себя в работе со штурмовым щитом. Он идеально подходил для этого по физическим данным: был сильным, выносливым, а кроме того, габариты щита практически идеально скрывали его коренастую фигуру, что тоже было большим плюсом в работе.

Штурмовой щит весит около двадцати пяти килограммов — с ним даже просто так ходить нелегко, а ведь во время спецоперации нужно маневрировать, при необходимости прикрыть товарищей и открыть ответный огонь.

У Лашина все это получалось. Более того, он задавал тон в работе. До него щитовики использовали стандартный обвес, который надевали на тело, чтобы равномерно распределять нагрузку. Роман же придумал свою собственную, более эффективную «обвязку» и стал применять ее в работе.

Коллеги, видя результаты, переняли техническую новинку, и вскоре она стала использоваться повсеместно. Он всегда стремился к лучшему — хотел все довести до совершенства.

На свои деньги покупал новую форму и снаряжение, делал оружейный тюнинг и все испытывал на себе, проводил многочисленные тесты, всесторонне исследовал каждый элемент снаряжения, стараясь подобрать идеальный вариант для боевой работы.




Вспоминает сослуживец Романа Лашина:

— Ромка сам лично проверял каждую кобуру, каждый коллиматорный прицел. Пробовал различные варианты обвеса, испытывал на практике и потом уже применял в боевой работе. Причем если какой-то прицел или, скажем, крепление себя хорошо проявляли в работе у него, то это же снаряжение старались приобрести и остальные ребята из подразделения, потому что все знали: если Лашин использует, значит, это работает!

В подразделении у Романа был позывной «Доцент». Уже работая в Управлении «А», он продолжал свою учебу в РГУФКе — писал диссертацию… К тому же в «Альфе» оказались очень востребованы его педагогические таланты — а Роман являлся прирожденным педагогом. Будучи опытным оперативником, он сам стал проводить занятия для молодых сотрудников, обучать их непростому спецназовскому ремеслу. Его лекции всегда воспринимали с нескрываемым интересом, для молодежи он был непререкаемым авторитетом.

Мало того — послушать его приходили даже опытные офицеры. У Романа был несомненный дар, который отмечали все знавшие его люди, — удивительная способность убеждать собеседника в своей правоте. Он всегда умел настоять на своем. Однако никогда не навязывал свою точку зрения, а методично, силой аргументов и примеров, склонял на свою сторону, мягко и ненавязчиво подводил к нужному решению. И как показывала жизнь, в большинстве случаев он действительно оказывался прав.

Все знавшие Романа вспоминают одну из главных особенностей его характера — потрясающее чувство юмора. Лашин был веселым человеком, всегда мог поддержать шутку, по-доброму «подколоть». Даже в бою, как бы тяжело спецназовцам не приходилось, он всегда находил место для юмора, подбадривая товарищей.

Несмотря на привязанность Романа к семье, Светлана четко понимала: для мужа на первом месте стоят его друзья, коллеги. Для них он был готов на все. Скажем, его можно было не просто попросить о помощи, но и всегда рассчитывать на нее.




Как-то раз, когда Лашин находился в отпуске, его оперативно-боевой отдел участвовал в крупной спецоперации, к которой было приковано внимание общества и прессы. В те дни Роман просто выпал из действительности и не отходил от телевизора: внимательно следил за тем, что происходит, не пропуская ни одного выпуска новостей. Переживал сильно, все время повторял: «Как же там без меня…»

По словам Светланы, муж с большим уважением относился к полковнику Торшину, несмотря на его суровый, непростой характер. Говорил: «Пока Юрий Николаевич руководит отделом — с нами ничего не случится».
В итоге произошло то, что должно было произойти. Это — судьба. И Света живет по такому принципу. Никого не обвиняет, поскольку, как она говорит, Роман вполне осознанно и целенаправленно шел на эту тяжелую и опасную службу, где можно погибнуть или стать инвалидом.

…После Романа осталось много добрых традиций. Например, с его подачи все сотрудники начали называть друг друга по имени-отчеству. Без пафоса и официоза. В таком обращении друг к другу чувствовалось уважение и внимание.

В свою первую командировку Роман уехал буквально через несколько месяцев после того, как поступил в «Альфу». Из нее вернулся с медалью Жукова. В дальнейшем был отмечен медалью «За отвагу». И — орденом Мужества. Посмертно.




28 июня 2012 года в память о капитане Лашине в мемориально-спортивном музее Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма была торжественно открыта экспозиция. На нее вместе с женой и родителями Романа пришли ветераны и действующие сотрудники Группы «А».

(продолжение следует)

(глава из книги А.А. Филатова "Крещённые небом")

Картина дня

наверх